Интервью «Дело жизни – притяжение успеха», журнал «Деловой Волгоград» №3 (54) 2012
1 марта 2012

Мы продолжаем цикл бесед «Семейный бизнес Волгограда».
В деловой жизни дореволюционной России семейный бизнес играл особую роль. Значительная часть крупных предприятий принадлежала людям, связанным родственными узами, а наследование дела прямыми потомками было одним из важнейших факторов стабильности и развития бизнеса. Теперь мы беседуем с нашими современниками о законах существования семейного бизнеса, перспективах его развития.
Гости мартовского номера — Галина и Глеб Перепелкины, руководители Центра европейского делового образования.
Галина Васильевна, что для Вас семейный бизнес? С чего всё начиналось?
- Г.В.:
-
Ещё в Казанском государственном университете я получила специальность социолога. Мне было интересно изучать поведение людей и искать возможности помочь им. В 1994 году я познакомилась с людьми, которые создали и развивали Международный институт менеджмента ЛИНК. То как они были увлечены этим делом, то насколько они были хорошо подготовлены как управленцы, показалось мне интересным. В начале 1995 года я начала сотрудничать с ними и открыла в Волгограде своё дело, которое в 1998 году стало Центром европейского делового образования.
Постепенно я увидела, что это образование даёт выпускникам реальную возможность менять свою жизнь, достигать успеха. Таким образом, мой интерес воплотился в дело моей жизни — помощь людям в достижении успеха. Это дело мне и бизнесом называть как-то неловко. Постепенно в это дело втянулись члены моей семьи — сестра, муж, а теперь и сын. Так оно стало нашим семейным делом.
Глеб Николаевич, каковы на Ваш взгляд, плюсы семейного бизнеса? Минусы?
- Г.Н.:
-
На этот счёт мне очень понравилось одно исследование. Исследователи Thomson Financial для журнала Newsweek сравнивали семейный бизнес в Европе с конкурентами по 6 ключевым финансовым индексам. Исследование длилось более 10 лет. В Германии семейный бизнес достиг среднего индекса успешности в 206%, а несемейный бизнес 47%. Во Франции 203% и 76% соответственно. Семейный бизнес также обошел конкурентов из несемейных организаций в Швейцарии, Испании, Великобритании, Италии.
Успешность семейного бизнеса связана в первую очередь с очень высокой мотивацией членов семьи в успехе не только своих участков работы, но и всего бизнеса в целом, они чрезвычайно лояльны к своей компании и быстрее находят общий язык друг с другом. Соответственно семейный бизнес более устойчив ко всем кризисам.
Недостатки семейного бизнеса являются отражением недостатков членов семьи. У кого-то может быть недостаточно способностей, у кого-то навыков, но эти члены семьи продолжают работать в бизнесе. Обычно недостатки компенсируется усердием, лояльностью и высокой мотивацией. Иногда семейному бизнесу могут мешать чисто семейные конфликты.
В нашем семейном бизнесе основа успеха — это взаимопонимание и доверие. Мы настолько хорошо знаем друг друга, что решаем текущие вопросы без длительных переговоров и согласований: встретились, поделились соображениями, ответственный за вопрос принимает решение, и мы идём дальше. Семейные конфликты бывают, но нас всегда примиряет общее дело.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития семейного бизнеса в России?
- Г.Н.:
-
На мой взгляд, перспективы у него такие же, как и везде в мире — хорошие. В Испании, например, 75% всего бизнеса — семейные предприятия, и они приносят 65% ВВП стране. Во многих странах семейный бизнес составляет более 70% всего бизнеса.
Галина Васильевна, образование — хорошая сфера для семейного бизнеса?
- Г.В.:
-
Образование — особый бизнес. Здесь необходима большая самоотдача, а прибыль далеко не всегда ей равноценна. Наш центр существует уже 17 лет, и в этом долголетии семейный фактор один из важнейших.
Галина Васильевна, как пришел в семейный бизнес ваш сын Глеб?
- Г.В.:
-
Постепенно. Учился в Кирове, специализировался на маркетинге, успел поработать в разных городах. Я его не торопила, у него всегда была возможность найти более прибыльное дело. Глеб учился по нашим программам, смотрел, чем мы занимаемся, постепенно начал мыслить одними с нами категориями, начал помогать, даже живя в других городах. Пришел момент, когда я сказала ему: «Чем Волгоград хуже других городов? Ведь и здесь можно работать с интересом, завести семью!»
Конечно, с его приходом в бизнес мне стало легче. Наша работа — роскошь интеллектуального общения! На наших занятиях собираются люди, которые поняли, что для роста и движения вперед мало старых связей, прежнего образования, одних только денег. Наконец, здесь есть простор для творчества и личностного роста! Глеб это понимает и ценит.
Глеб Николаевич, когда вы поняли, что готовы продолжать семейное дело?
- Г.Н.:
-
Когда я начинал свою карьеру, наш семейный бизнес тоже ещё только начинался, а я жил далеко. Я успел поработать в разных компаниях: маленьких, больших, транснациональных, наработал много опыта, но всегда упирался в одну проблему — мои руководители, как правило, мало интересовались моей самореализацией. Когда мне давали свободу действий, я получал от работы удовольствие и достигал хороших результатов, когда жёстко ограничивали — увольнялся. После очередного разочарования в работодателе я решил помочь родителям и нашёл тут своё место.
Галина Васильевна, стоит ли детей готовить к продолжению семейного бизнеса с детства? Или каждый должен прийти к этому сам?
- Г.В.:
-
Конечно, дети должны продолжать дело своих родителей только по своей воле. Но следует подавать детям хороший пример, рассказывать о бизнесе, делиться секретами успеха, иногда просить в чем-то помочь. Все это особенно важно, когда ребенок еще только формируется и бессознательно впитывает знания об окружающем мире.
У моего коллеги, руководителя подобного образовательного Центра, сын какое-то время продавал элитный алкоголь. Однажды отец заболел, пришлось сыну на время заняться вопросами центра. Он открыл для себя новый мир, постепенно втянулся. Оказалось, что учить людей гораздо благороднее и интереснее, чем продавать алкоголь.
Глеб Николаевич, хотели бы Вы, чтобы Ваш сын (уже в третьем поколении) продолжил семейный бизнес в образовании?
- Г.Н.:
-
Конечно, хотел бы. Я люблю свою работу, мне нравится помогать людям разбираться в себе, искать свой путь и достигать успеха. И я надеюсь, мой сын будет гордиться мной, и со временем придёт в наш семейный бизнес уже как партнёр, а потом возглавит его.
Галина Васильевна, какие отношения должны складываться между поколениями в бизнесе? Наставников и учеников? Партнеров?
- Г.В.:
-
Наверное, все сразу. Семейный бизнес — это и партнерство, и наставничество, но синергия возникает, если максимально используются возможности каждого.
Есть ли у Вашего семейного бизнеса свои традиции?
- Г.В.:
-
На самом деле, более половины наших штатных сотрудников — родственники (тьюторов и преподавателей я не считаю — они вне штата и это особые люди). Многие семейные торжества становятся у нас корпоративными, а остальные сотрудники уже почти стали членами семьи. Главное — уважать друг друга, клиентов принимать как родных, и тогда всё получится!
Источник:
Журнал «Деловой Волгоград» №3 (54) 2012